четверг, 2 февраля 2012 г.

Диалог как форма общения


Введение

Данная работа посвящена характеристике диалога как формы общения и его видов.
Актуальность данной темы обусловлена частотой употребления в нашей речи диалогов. Как известно, диалог занимает практически 70% нашей разговорной речи.
Целью данного исследования является теоретический анализ рассматриваемой литературы, рассмотрение и систематизирование полученных данных, а также применение полученных выводов на практике.
Задачи:
  1. проанализировать литературу по изучаемой проблеме;
  2. рассмотреть различные виды диалога, их особенности и охарактеризовать их.

Диалог- тип речевой коммуникации, осуществляющейся в отличие от монолога в виде словесного обмена репликами между двумя и более взаимодействующими собеседниками.
В диалоге собеседники демонстрируют осмысленную связь высказываний в совместном рассуждении: связь вопроса и суждения, суждения и императива, вопроса и его оценки. Что позволяет говорить о диалоге как логической форм.
Диалог возможет лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:


психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т. е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение обственное решение (принцип паритетности);

общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения).


Характеристика диалога

Можно выделить следующие характеристики диалога:

1) Реактивность.
Реакция партнера по общению может быть совершенно непредсказуема, например, он может неожиданно перевести разговор в другое русло. Не менее трудно справиться и с ситуацией, в которой реакции нет вообще. И в том и в другом случае необходимо по ходу общения изменять первоначально намеченную логику разговора, подключать разнообразные дискурсивные приемы для осуществления намеченной цели общения.
2) Ситуативность
Как уже не раз отмечалось, речь не бывает вне ситуации. И в монологе, и в диалоге именно ситуация определяет мотив говорения, который, в свою очередь, является источником порождения речи.

  1. Эмоциональность
Ваше эмоциональное состояние так же влияет на продолжительность и исход диалога. Чтобы ваша беседа была интересной и продолжительной, стоит быть в хорошем настроении.

  1. Мотивированность
Может быть большое количество мотивов для разговора с тем или иным собеседником. И они так же определяют продолжительность и исход вашего диалога.



Сущностные характеристики диалога:
-виды диалога:
1) естественный диалог: а) спонтанный; б) подготовленный;
2) фиктивно-литературный диалог;
3) инсценировка;
- отношения в пространстве-времени (ситуативный контекст):
1) коммуникация в непосредственном пространственно-временном контексте (лицом к лицу);
2) коммуникация на расстоянии: одновременность при удаленности коммуникантов в пространстве (телефонный разговор);
- констелляция участников:
1) межличностный диадический обмен;
2) групповая беседа: а) в малых группах; б) в больших группах (например, на митингах);
- степень открытости:
1) интимный диалог;
2) доверительный диалог;
3) полуоткрытое высказывание;
4) высказывание на публику;
- социальные отношения между собеседниками:
1) симметричные;
2) асимметричные, а именно, когда асимметрия обусловлена: а) антропологически, б) социокультурно, профессиональными или содержательными факторами; в) структурой разговора;
- структура действий в диалоге:
1) директивы;
2) изложение;
3) размышление – обыденное или научное;
- степень знакомства собеседников:
1) полное;
2) дружественные, приятельские отношения;
3) простое знакомство;
4) поверхностное знакомство;
5) незнакомый собеседник;
- степень подготовленности собеседников:
1) отсутствие подготовки;
2) подготовленность в силу рутинности беседы;
3) специальная подготовка к данному разговору;
- фиксированность темы:
1) отсутствие фиксированности;
2) фиксированность общей тематической области;
3) узкая специализация темы;
- соотношение между коммуникацией и неречевыми действиями:
1) предопределяющее ход общения;
2) не сказывающееся на этом ходе.


Виды диалогов. Дискуссионная  речь

Диалогическая речь состоит в обмене репликами, высказываниями; это первичная, естественная форма языкового общения.
Диалогом называли также разговор многих, перекрестное общение группы лиц со сложным переплетением адресантов и адресатов.
Наиболее тщательно изучаются формы и правила дискуссионной речи как средства поиска если не истины, то хотя бы взаимопонимания, конценсуса, примирения сторон. Именно к дискуссионной речи античные риторы и философы применяли термин диалектика.
Термин дискуссия применяется в науке, политике, дипломатии, судебном процессе, то есть в среде профессионалов, по строгим правилам, в устной или печатной формах (например, дискуссия, или прения, в Государственной Думе по вопросу о доверии правительству, парламентские дебаты и пр.)
Полемика – процесс спора, обсуждения, дискуссии, диспута (обычно – в университетах); искусство полемики заслушивает углубленного изучения.4
В зависимости от целей, которые ставят перед собой выступающие в речевое общение, выделяются различные типы диалогических построений. Можно выявить следующие цели, которые ставят перед собой собеседники, вступая в диалог, обсудить что-либо, убедить в чем-либо, проинформировать о чем-либо, возразить по поводу чего-то, побудить к речевому или к какому-либо другому действию, запросить информацию, потребовать уточнить её, выразить одобрение или несогласие. Коммуникативные цели обусловили появление следующих функциональных типов диалогов: диалога-сообщения информации, диалога-запроса информации, диалога-побуждения, диалога-расспроса. Все четыре функциональных типа диалога в совокупности требуют проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой личных Учебно-речевых ситуаций, а также умения пользоваться как вербальными так и невербальными средствами общения. Кроме общих, каждый тип диалога предполагает наличие частных коммуникативных умений. Это следующие умения:

- диалог-запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно интонировать высказывание; умение уместно использовать разнообразие реплики – стимулы; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить дополнительную информацию;

- диалог-сообщение информации: умение построить информативно значимый текст; умение логически мыслить и правильно реализовывать свой замысел на произносительном уровне; умение привлечь и удержать внимание, правильно обратиться к собеседнику;

- диалог-побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тоном произнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения в реплике – стимуле; умение уточнить задание;

- диалог-расспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить коммуникативно-целесообразную стратегию и тактику речевого поведения


Заключение

Таким образом, подводя итоги проделанной работе, можно сказать, что поставленные нами ранее цели и задачи достигнуты.
Целью данной работы являлось теоретический анализ рассматриваемой литературы, рассмотрение и систематизирование полученных данных, а также применение полученных выводов на практике. Можно с уверенностью сказать, что данные цели были достигнуты.
Все задачи данной работы, поставленные для достижения цели, были решены:
1) проанализирована отечественная и зарубежная литература по изучаемой проблеме;
2) рассмотрены и охарактеризованы различные виды диалога и их особенности.
Таким образом, рассмотрение данной проблемы не может происходить полно, учитывая рамки нашего реферата, так как объект и предмет изучения довольно обширны.



Список литературы

Демьянков В.З. Тайна диалога

http://otherreferats.allbest.ru/

http://ru.wikipedia.org/

Комментариев нет:

Отправить комментарий