Эмоции
– особый класс субъективных психологических
состояний, отражающих в форме
непосредственных переживаний приятного
процесс и результаты практической
деятельности, направленной на
удовлетворение его актуальных
потребностей. Поскольку все то, что
делает человек, в конечном счете служит
цели удовлетворения его разнообразных
потребностей, постольку любые проявления
активности человека сопровождаются
эмоциональными переживаниями.
Эмоции,
утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе
эволюции как средство, при помощи
которого живые существа устанавливают
значимость тех или иных условий для
удовлетворения актуальных для них
потребностей.
Эмоциональные
ощущения биологически в процессе
эволюции закрепились как своеобразный
способ поддержания жизненного процесса
в его оптимальных границах и предупреждают
о разрушающем характере недостатка или
избытка каких-либо факторов.
Самая
старая по происхождению, простейшая и
наиболее распространенная среди живых
существ форма эмоциональных переживаний
– это удовольствие, получаемое от
удовлетворения органических потребностей,
и неудовольствие, связанное с невозможностью
это сделать при обострении соответствующей
потребности.
Основные
эмоциональные состояния, которые
испытывает человек, делятся на собственно
эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и
чувства предвосхищают процесс,
направленный на удовлетворение
потребности, имеют идеаторный характер
и находятся как бы в начале его. Эмоции
и чувства выражают смысл ситуации для
человека с точки зрения актуальной в
данный момент потребности, значения
для ее удовлетворения предстоящего
действия или деятельности. Эмоции могут
вызываться как реальными, так и
воображаемыми ситуациями. Они, как и
чувства, воспринимаются человеком как
его собственные внутренние переживания,
коммуницируются, т.е. передаются другим
людям, сопереживаются.
Чувства
– высший продукт культурно-эмоционального
развития человека. Они связаны с
определенными входящими в сферу культуры
предметами, видами деятельности и
людьми, окружающими человека.
Чувства
выполняют в жизни и деятельности
человека, в его общении с окружающими
людьми мотивирующую роль. В отношении
окружающего его мира человек стремится
действовать так, чтобы подкрепить и
усилить свои положительные чувства.
Они всегда связаны с работой сознания,
могут произвольно регулироваться.
Проявление сильного и устойчивого
положительного чувства к чему-либо или
к кому-либо называется страстью.
Устойчивые чувства умеренной или слабой
силы, действующие в течение длительного
времени, именуются настроениями.
Аффекты
– это особо выраженные эмоциональные
состояния, сопровождаемые видимыми
изменениями в поведении человека,
который их испытывает. Аффект не
предшествует поведению, а как бы сдвинут
на его конец.
Развитие
аффекта подчиняется следующему закону:
чем более сильным является исходный
мотивационный стимул поведения и чем
больше усилий пришлось затратить на
то, чтобы его реализовать; чем меньше
итог, полученный в результате всего
этого, тем сильнее возникающий аффект.
В отличие от эмоций и чувств аффекты
протекают бурно, быстро, сопровождаются
резко выраженными органическими
изменениями и двигательными реакциями.
Аффекты,
как правило, препятствуют нормальной
организации поведения, его разумности.
Они способны оставлять сильные и
устойчивые следы в долговременной
памяти. В отличие от аффектов работа
эмоций и чувств связана по преимуществу
с кратковременной и оперативной памятью.
Эмоциональная напряженность, накапливаемая
в результате возникновения аффектогенных
ситуаций, может накапливаться и, если
ей вовремя не дать выхода, привести к
сильной и бурной эмоциональной разрядке,
которая, снимая возникшее напряжение,
часто сопровождается чувством усталости,
подавленности, депрессией.
Страсть
– еще один вид сложных, качественно
своеобразных и встречающихся только у
человека эмоциональных состояний.
Страсть представляет собой сплав эмоций,
мотивов и чувств, сконцентрированных
вокруг определенного вида деятельности
или предмета (человека).
С.Л.Рубинштейн
считал, что в эмоциональных проявлениях
личности можно выделить три сферы: ее
органическую жизнь, ее интересы
материального порядка и ее духовные,
нравственные потребности. Он обозначил
их соответственно как органическую
(аффективно-эмоциональную) чувствительность,
предметные чувства и обобщенные
мировоззренческие чувства. К
аффективно-эмоциональной чувствительности
относятся, по его мнению, элементарные
удовольствия и неудовольствия,
преимущественно связанные с удовлетворением
органических потребностей. Предметные
чувства связаны с обладанием определенными
предметами и занятиями отдельными
видами деятельности. Эти чувства
соответственно их предметам подразделяются
на материальные, интеллектуальные и
эстетические. Они проявляются в восхищении
одними предметами, людьми и видами
деятельности и в отвращении к другим.
Мировоззренческие чувства связаны с
моралью и отношениями человека к миру,
социальным событиям, нравственным
категориям и ценностям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий