Восприятие
– это целостное отражение в сознании
человека непосредственно воздействующих
на его органы чувств предметов и явлений
в целом, а не отдельных их свойств, как
это происходит при ощущении.
Предметность,
целостность,
и обобщенность
– это основные свойства образа,
складывающиеся в процессе восприятия.
Эти свойства восприятия не присущи
человеку с рождения; они постепенно
складываются в ходе развития жизненного
опыта, частично являясь естественным
следствием работы анализаторов,
синтетической деятельности мозга.
Восприятие,
т.о. выступает
как осмысленный
(включающий принятие решения) и
означенный
(связанный с речью) синтез
разнообразных ощущений,
которые получаются от целостных предметов
и явлений. Однако образ восприятия не
сводится к простой сумме ощущений, хотя
и включает их в свой состав.
Уже в акте
восприятия всякий предмет приобретает
определенное обобщенное значение,
выступает в определенном отношении к
другим предметам. Обобщенность является
высшим проявлением осознанности
человеческого восприятия.
Именно
восприятие наиболее тесно связано с
преобразованием информации, поступающей
из внешней среды. При этом формируются
образы, с которыми в дальнейшем оперируют
внимание, память, мышление, эмоции.
Исследования
показывают, что восприятие является
очень сложным процессом, требующим
значительной аналитико-синтетической
работы. Прежде всего, получаемая нами
информация об объектах и явлениях
окружающего мира ни в коей мере не
является результатом простого раздражения
органов чувств и доведения до коры мозга
возбуждения от воспринимающих органов.
В процесс восприятия всегда включены
двигательные компоненты (ощупывание
предметов и движение глаз при восприятии
конкретных предметов; пропевание или
проговаривание соответствующих звуков
при восприятии речи). Результатом этой
воспринимающей деятельности является
целостное представление о предмете, с
которым мы сталкиваемся в реальной
жизни.
Этапы
восприятия:
1
этап - целостное отражение предмета
требует выделения из всего комплекса
воздействующих признаков (цвет, форма,
вес, вкус и т.д.) основных ведущих с
одновременным отвлечением (абстракцией)
от несущественных. Скорее всего, на
данном этапе восприятия в формировании
образа может принимать участие мышление.
2
этап восприятия требует объединения
группы основных существенных признаков
и сопоставления их с прежними знаниями
о предмете, т.е. в процессе восприятия
участвует память.
3
этап - воспринимаемые признаки объединяются
в одно осмысленное целое. Поэтому
скорость узнавания или отражения объекта
реального мира во многом определяется
тем, насколько восприятие, как процесс,
активно (т.е. насколько активно идет
отражение этого объекта).
Огромную
роль в восприятии играет наше желание
воспринимать тот или иной предмет,
сознание необходимости или обязанности
воспринять его, волевые усилия,
направленные на то, чтобы добиться
лучшего восприятия, настойчивость,
которую мы в этих случаях проявляем.
Таким образом, в восприятии предмета
реального мира задействованы внимание
и направленность (в данном случае
желание).
С практической
точки зрения главная функция восприятия
заключается в обеспечении распознавания
объектов, т.е. отнесение их к той или
иной категории.
Можно
выделить несколько подходов к
классификации восприятия.
1.
В соответствии с тем, какой анализатор
играет преобладающую роль
восприятие делят на: зрительное,
слуховое, осязательное, обонятельное
и вкусовое восприятие.
2.
По форме существования материи
выделяют восприятие пространства,
восприятие времени и восприятие движения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий