четверг, 26 января 2012 г.

Подготовка к ГОСам по психологии, раздел - социальная психология.(2012 год)

В этой статье рассмотрено 293 вопроса по ГОСам раздела социальная психология - 2012 год. Для ознакомления с ответами, выложу пару строк, а остальное по ссылке.

1; Предмет, проблемы и задачи социальной психологии.
Социальная психология – отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, то есть особенности психической регуляции поведения, общения и деятельности людей, обусловленные ситуациями их социального взаимодействия, фактом включения индивидов в большие и малые социальные группы.. социальная психология – часть социологии (основной акцент делается на необходимости изучения массовидных явлений, больших социальных общностей, отдельных сторон общественной психологии – нравов, традиций, обычаев и т.д.); социальная психология – часть психологии (главный предмет исследования – личность, ее положение в коллективе, межличностные отношения, система общения);социальная психология – это наука на стыке психологии и социологии, причем пограничной областью социальной психологии с социологией является изучение проблем массовой коммуникации, общественного мнения, социологии личности Предмет социальной психологии – это структурно-динамические особенности и закономерности психологических явлений, возникающих в процессе общественного взаимодействия, то есть в ситуациях общения и совместной деятельности людей, а также обоснованные способы управления этими явлениями.Г. Тэджфел рассматривает социальную психологию как дисциплину, изучающую “взаимодействие между социальным изменением и выбором”, а ее центральной проблемой считал отношения между человеком и изменением социальной среды. Взаимодействие с социальной средой – процесс коллективный, где индивидуальные решения опосредствуются системой социального взаимодействия. Основными задачами социальной психологии являются: -исследование структуры, механизмов, закономерностей и особенностей социально-психологических явлений: общения и взаимодействия людей, психологических характеристик социальных групп, психологии личности (проблемы социальной установки, социализации и т.п.); -выявление факторов развития социально-психологических явлений и прогнозирование характера такого развития; -разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации управления социально-психологическими явлениями; -непосредственное применение методов социально-психологического воздействия, направленных на повышение социально-психологической компетентности людей и разрешение существующих психологических проблем.

2; Методы исследования и методы воздействия

Методы делятся на два класса: методы исследования и методы воздействия. Исследовательские методы делятся на методы сбора информации и на методы ее обработки. Среди методов сбора выделяют: наблюдение, изучение документов, опросы (анкеты, интервью), тесты, эксперимент (лабораторный, естественный). Наиболее распространенным видом психологического воздействия является социально-психологический тренинг. Он предполагает использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Виды тренингов: поведенческий, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг. Основными методами тренинга являются дискуссия и ролевая игра.

Существуют различные классификации и типологии со­циально-психологических методов. Для концептуальных и прикладных задач, решаемых психологами в сфере социальной жизни, целесообразнее использовать следующую типологию. Методы:
1) феноменологизации и концептуализации;
2) исследования и диагностики;
3) обработки и интерпретации;
4) коррекции и терапии;
5) мотивирования и управления;
6) обучения и развития;
7) конструирования и творчества.

Между перечисленными методами социальной психологии нет жестких границ, они взаимосвязаны, взаимно пересекаются, дополняют друг друга. Скорее следует говорить об акценте в той или иной группе методов на решение определенного круга за­дач.

3; Социальное взаимодействие людей как объект социальной психологии

Важнейшей характеристикой жизнедеятельности людей является то, что она протекает в форме социального взаимодействия. Социальное взаимодействие людей побуждается индивидуальными, групповыми и общественными потребностями. Эти потребности удовлетворяются в pамках основных форм взаимодействия – общения и совместной деятельности. Если брать человеческое общество в целом, то именно благодаря общению и совместной деятельности развиваются и совершенствуются условия жизни и сами индивиды, обеспечивается их взаимопонимание и согласуются отдельные действия, формируются общности – большие и малые социальные группы. Особым типом взаимодействия является противодействие, борьба, социальные конфликты.Человек является одновременно и продуктом, и активным участником, субъектом социального взаимодействия. Поэтому процесс осознания самого себя членом общества или какой-либо группы есть, фактически, процесс социального взаимодействия. Человек способен сам себя осудить или похвалить, в зависимости от ситуации заставить изменить свое поведение, побудить к совершению социальных действий – поступков или преступлений. В таком случае индивид является одновременно и субъектом, и объектом взаимодействия, которое принимает форму рефлексии – то есть осознания личностью себя как общественного существа- субъекта социальных отношений и сознательной деятельности. Рефлексия, по сути, это общение человека с самим собой (Гончаров А.И.).Процессы социального взаимодействия сопровождаются возникновением особых явлений – различных состояний, свойств и образований, в которых отражаются особенности психики человека, его сознания и бессознательного как продуктов жизни индивида в обществе. Самое распространенное явление – это изменение индивидуальной психики в общении. В одной ситуации человек смел, агрессивен, в другой – труслив или застенчив. Иногда для такого изменения достаточно простого присутствия других, их наблюдения за действиями человека. Психологами было давно замечено, что при взаимодействии с другими людьми человек может выдерживать более сильные неприятные ощущения, например, болевые. Hа глазах у зрителей спортсмены показывают более высокие результаты (эффект “фасилитации” – облегчения).

4; Социально-психологические явления.

Социально-психологические явления – это ситуативные проявления личностью тех или иных свойств и качеств (бескорыстия или трусости, авторитарного стиля руководства или социальной пассивности). В этот же круг явлений входят и относительно стабильные, и динамичные особенности малой социальной группы – морально-психологический климат, уровень сплоченности, групповые настроения, традиции и т.п. Вместе с тем, оказывается, что индивидуальный вклад в совместную деятельность пропорционально уменьшается при увеличении числа участников. Причем, субъективно это может самими участниками и не осознаваться. Группа может заставить своего члена, избегающего конфликтов или позиции “белой вороны” изменить свою точку зрения даже на вполне очевидные вещи (эффект “конформности”). К подобным явлениям, сопровожда­ю­щим и, что важно отметить, регулирующим социальное взаимодействие, могут быть отнесены: процессы взаимовосприятия, взаимовлияния, взаимоотноше­ния различного типа – симпатия, антипатия, лидерство, слухи, мода, традиции, паника и т.д. Такие явления, сопровождающие человеческую жизнь, интуитивно или осознанно всегда учитывались людьми в целях более успешного общения и совместной деятельности. Эти феномены, возникающие в социальном взаимодействии, и называются социально-психологическими явлениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий