четверг, 26 января 2012 г.

Подготовка к ГОСам по психологии, раздел - возрастная психология.(2012 год)

В этой статье рассмотрено 570 вопросов по ГОСам раздела возростная психология - 2012год. Для ознакомления с ответами, выложу пару строк, а остальное по ссылке.



1  Предмет, задачи и основные проблемы возрастной психологии. См3-5 пункт там все. 
2  Возрастная психология как отрасль современной психологической науки, предмет, задачи и методы исследования.
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗРАСТНАЯ — отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом — на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Ныне выделяются такие разделы психологии возрастной являются: психология детская (=> детство); психология подростка (-> возраст подростковый); психология юности (=> юность); психология возраста зрелого — психология взрослости (=> зрелость); геронтопсихология (-> старость). Предмет возрастной психологии – законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни. Объект возрастной психологии – возрастные изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека. Центральная научная категория возрастной психологии – психическое развитие. Каждый возрастной этап характерен теми специфически возрастными задачами освоения внешнего мира и культуры, кои решаются посредством формирования новых видов поведения и деятельности. Психология возрастная стремится к раскрытию психологического содержания последовательных этапов онтогенеза, изучает возрастную динамику психических процессов, что невозможно без учета влияния на индивидуальное развитие человека культурно-исторических, этнических и социально-экономических условий. Для нее весьма существенны дифференциально-психологические различия, к коим относятся половозрастные и типологические свойства индивида. Психология возрастная составляет научное основание психологии педагогической. Значительное число исследований строится на базе метода возрастных (поперечных) срезов: путем сравнения свойств выборок, отличающихся по хронологическому возрасту. Определенными преимуществами перед сравнительно-возрастным методом обладают исследования лонгитюдные, в коих развитие тех или иных психологических свойств прослеживается на одной и той же выборке на протяжении достаточно длительного периода онтогенеза. Особое место в современной психологии возрастной занимает группа методов генетико-моделирующих, основанных на методе каузально-генетическом Л. С. Выготского. Изучение развития с помощью метода эксперимента формирующего активного и других методов обучающих ведется в ходе направленного воздействия на определенные свойства или стороны психического Исследовать психическое развитие человека – значит, решить задачи описания, объяснения, прогноза и коррекции этого развития. Следовательно, задачи возрастной психологии направлены на раскрытие психологического содержания последовательных этапов онтогенеза и учет влияния на это развитие культурно-исторических, этнических, социально-экономических, а также различных биологических факторов. К числу важнейших практических задач, стоящих перед психологии возрастной, относятся: создание методической базы для контроля за ходом, полноценностью содержания и условиями психического развития ребенка; организация оптимальных форм детской деятельности и общения; организация психологической помощи в периоды возрастных кризисов, в зрелом возрасте и старости.

3  Возрастные изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека как объект возрастной психологии.
Объект возрастной психологии – возрастные изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека. Возрастная психология изучает возрастную динамику развития психики, онтогенез психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Возрастная психология, будучи фундаментальной теоретической дисциплиной, дает представление об уровне психического и личностного развития человека, соотнося его со статистическими возрастными нормами развития; анализирует влияние разнообразных факторов на развитие психики и личности; прогнозирует ход психического развития человека в онтогенезе на разных жизненных этапах; выстраивает систему методов по профилактике нарушений развития, коррекции развития или оптимизации процессов развития.


4  Законы, закономерности, тенденции изменения психики, поведения, жизнедеятельности и личности человека в процессе его жизни как предмет возрастной психологии.
Предмет возрастной психологии – законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни. Центральная научная категория возрастной психологии – психическое развитие. Развитие – качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, процессов, структур.



5  Основные проблемы возрастной психологии.
1. Проблема органической (организмической) и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Это вопрос о том,  что более определяет поведение и психологическое поведение детей: созревание и анатомо-физиологическое состояние  органов с учетом наследственности, генетики или же наоборот, влияние внешней среды. 2. Проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие человека.
Стихийное обучение и воспитание осуществляется без сознательно  поставленных целей, без определенного содержания  и  продуманных  методов,  под  влиянием пребывания  человека  в  обществе  среди  людей  и  случайно  складывающихся отношений с ними, оно не преследует образовательные цели и носит  спонтанный характер (личный пример, события, ситуации). Организованное обучение и  воспитание - это  целенаправленно  осуществляемый специальной, частной и государственной системами  образования,  процесс.  За него  ответственны  два  социальных  института:  семья  и  школа  (учебные заведения, ВУЗы).


3. Проблема соотношение задатков и способностей.
Способности - индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Задатки - это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способностей. Задатки весьма многозначны, они - лишь предпосылки развития способностей. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не предопределяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом, на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания. Задатки обусловливают разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития. 


4. Проблема сравнительного влияния на развитие эволюционных, революционных и ситуационных изменений в психике и поведении человека.
РАЗВИТИЕ ЭВОЛЮЦИОННОЕ — медленное и достаточно устойчивое изменение в психике и поведении ребенка в периоды развития возрастного между его кризисами возрастными (теория развития эволюционная - теория, утверждающая, что в ходе психического и поведенческого развития ребенка все — или почти все — определяется его генотипом, и что в развитии не появляется ничего, не бывшего изначально заложенным хотя бы в зародыше).
РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЕ — 1. Быстрое и глубокое преобразование психики и поведения при переходе человека из одной возрастной категории в другую. 2. Одно из ключевых понятий теории, утверждающей зависимость развития психики и поведения людей не от генотипа, но от воздействий среды, которая своими влияниями и воздействиями вызывает коренные изменения в психике и поведении субъекта, создавая нечто, не бывшее прежде даже в зародыше.
РАЗВИТИЕ СИТУАЦИОННОЕ — быстрое, недостаточно устойчивое и требующее подкрепления изменение в психике и поведении ребенка, вызванное влиянием ситуационных социальных факторов.


5. Проблема соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии человека.
Проблема выяснения соотношения интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка. Решаются вопросы: что в большей степени определяет данное соотношение конкретные возрастные изменения в личности или интеллектуальный рост? Может ли сам по себе рост уровня интеллекта вести к изменению личности? Способны ли личностные изменения влиять на интеллектуальное развитие? Как обе эти линии, стороны развития (интеллектуальная и личностная) определяют его в целом? 

Комментариев нет:

Отправить комментарий