четверг, 26 января 2012 г.

Подготовка к ГОСам по психологии, раздел - психодиагностика.(2012 год)

В этой статье рассмотрено 421 вопрос по ГОСам раздела психодиагностика - 2012 год. Для ознакомления с ответами, выложу пару строк, а остальное по ссылке.



1; История становления психодиагностики
2; Значение термина “психологическая диагностика” 
Термин «диагностика» образован от греческих корней «диа» и «гнозис» и  обозначает «способный распозновать». Этот термин активно используется во многих областях науки и общественной практики. В самом общем виде под диагностикой понимается распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров.Специфика диагностики заключается в следующем:  · распознавание единичного объекта осуществляется на основе знания об общем;   -· диагноз всегда предполагает сопоставление характеристик единичного объекта с нормой;  - · диагностика – научно-практическая деятельность (познавательная деятельность, основанная на научном знании с целью преобразования реального состояния объекта); - · в диагностике сочетаются рациональное знание, факты и интуитивные догадки, неосознаваемые установки, позволяющие по отдельным элементам воспроизвести целостную картину, портрет явления (объекта изучения). История психологической диагностики, возникновение которой относится к концу XIX века, связана с именами Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, Г. Россолимо, Г. Роршаха. Первые упоминания термина “психодиагностика” встречаются в совместной работе А. Бине и врача Т. Симона, выпущенной в 1905 году во Франции. Слово “психодиагностика” означает буквально “постановка психологического диагноза”, или принятие квалифицированного заключения о наличном психологическом состоянии человека (группы людей) в целом или по отношению к какому-либо отдельно взятому психологическому свойству. Психодиагностика - это область психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных особенностей человека (группы людей). Сегодня в зарубежной литературе понятие «психодиагностика» используется: 1) как синоним психологического тестирования;  2) как получение данных о личности с помощью проективных методик (а также их разработка);  3) как теория и практика оценки психического состояния больных с помощью психологических тестов.  Структура современной психодиагностики включает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики измерения свойств и поведения личности, а также теории и методики оценивания, или тестовую диагностику. При определении места психодиагностики в системе психологического знания сложилось два его понимания: психодиагностика как наука и психодиагностика как практическая деятельность. В первом понимании психодиагностика выступает непосредственной теоретической основой диагностической деятельности психолога-практика. 
Психодиагностика как научная дисциплина – отрасль научного знания, изучающая природу психологических явлений и принципиальную возможность их научной оценки; соответствие применяемых психодиагностических средств принятым общенаучным и методологическим требованиям;разрабатывающая основные методические требования, предъявляемые к различным средствам психодиагностики и процедуре их применения; изучающая основания достоверности результатов практической психодиагностики; разрабатывающая основные процедуры конструирования и проверки научности методов психодиагностики. Основным методом психодиагностики как науки является дифференциально-диагностическое исследование. Результатом в данном направлении считается разработка и внедрение в практику психодиагностических методик. Психодиагностика как практическая деятельность – система методов и процедур, включающая непосредственное выявление и оценку психологических особенностей личности и группы, а также определение профессиональных требований, предъявляемых к психологу как психодиагносту, к условиям проведения психодиагностической работы в целом.    Предмет психодиагностики составляют принципы диагностирования и заключения, методы и методики психодиагностики, дифференциальная психометрика, нормативные требования к разработке, адаптации и использованию методик. В состав психодиагностики входит психометрика – наука об измерении различных психических свойств. Целью психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.


3; Предыстория психодиагностики
О психодигностике можно сказать, что это одновременно и очень древняя и вместе с тем очень молодая наука. Одно из самых первых упоминаний об отборе людей на основе испытания мы находим в Библии, где говорится о том, что Бог повелел Гедеону осуществить двухступенчатый отбор воинов в войне Израиля против медиатян. Разнообразные аналоги психодиагностической практики можно найти в древней истории. Необходимо отметить также некоторые психодиагностические наблюдения в истории философской мысли. Такие ученые, как Аристотель, Гиппократ, Демокрит, Гален, оставили целый ряд ценных психодиагностических показателей различных особенностей личности. В области характерологической диагностики до сих пор интересным является сочинение Теофраста «Описания характеров». В физиогномике давно существует представление о том, что в выражениях лица человека находят отражение некоторые особенности личности. Аналогично френология как система предположений исходит из примитивной теории о непосредственной локализации духовных свойств в определенных частях мозга и отсюда постулирует возможность диагностики  особенностей личности на основе выступов на черепе. Уже 350 лет продолжаются попытки объяснить и понять особенности личности по почерку (графология – способ определения особенностей личности по почерку человека). Так, в 1622 г. итальянский врач издал работу, в которой описал способ определения по почерку особенностей личности. Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии и одним из первых ее источников стала экспериментальная психология.   Началом возникновения экспериментальной психологии условно считается 1878 г., так как в этом году Вильгельм Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии, в которой изучались ощущения и вызываемые ими двигательные акты – реакции, а также периферическое и бинокулярное зрение, цветоощущение и т.п.   По образцу лаборатории В.Вундта создаются подобные лаборатории и кабинеты в других странах (Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке, России). Ф. Гальтон впервые предложил термин «тест», проводя особые измерительные испытания остроты зрения, слуха, времени моторной и ассоциативной реакции и т.п. Тестовые методики тесно связаны с теоретическими принципами бихевиоризма (психологии поведения). Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения, понимая его как совокупность доступных объективному наблюдению реакций на стимулы. Поведение является единственно доступным объектом изучения психологии, а все внутренние психические процессы должны быть интерпретированы по наблюдаемым поведенческим реакциям. Отсюда цель диагностики сводилась первоначально к фиксации поведения. Именно этим занимались первые психодиагносты, разработавшие метод тестов.Психодиагностика как особая научная дисциплина прошла значительный путь развития и становления Рассмотрим основные этапы этого пути.

Комментариев нет:

Отправить комментарий